Весь период эксплуатации автомобиля от производства до списания как бы
делится на три типа технического воздействия:
- предпродажная подготовка,
- гарантийный период;
- послегарантийный период.
- предпродажная подготовка,
- гарантийный период;
- послегарантийный период.
Предпродажная подготовка предполагает три вида работ: обязательные,
работы по потребности и дополнительные работы по желанию покупателя
(оплачиваемые).
Обязательные работы предусматривают: снятие консервационного покрытия и
моечно-уборочные операции; сверку соответствия номеров двигателя, шасси
кузова с товаросопроводительной документацией; проверку технической
документации, комплектности изделий и принадлежностей; проверку и
регулировку систем и узлов, обеспечивающих безопасность движения;
выявление механических повреждений (вмятин, царапин кузова и др.).
Работы по потребности включают работы по устранению неисправностей,
которые невозможно было устранить при выполнении обязательных работ.
В дополнительные работы входит, например, установка противоугонных
устройств, зеркал на крыльях и др. Гарантийное обслуживание автомобилей
проводится в период гарантии, устанавливаемой заводом-изготовителем
(исчисление начинается с даты продажи автомобиля, которая указывается в
техническом паспорте или сервисной книжке).
Гарантии обеспечивают соответствие технико-экономических характеристик
автомобиля предъявляемым требованиям. За период гарантии все дефекты, не
связанные с нарушением правил эксплуатации автомобиля (замена
преждевременно изношенных или дефектных деталей, узлов и агрегатов),
устраняются бесплатно.
Гарантийный срок устанавливается заводом-изготовителем автомобиля.
Обычно он ограничен временем эксплуатации и пробегом с начала
эксплуатации. Точный гарантийный срок указан в Инструкции по
эксплуатации автомобиля.
Гарантийное обслуживание предусматривает выполнение технического
обслуживания, гарантийного ремонта, а также консультаций владельцев по
техническим и правовым вопросам, в частности по разъяснению правил
эксплуатации, ухода и хранения автомобиля, обучению самостоятельному
проведению отдельных регулировочных работ.
Техническое обслуживание в гарантийный период включает моечно-уборочные,
контрольно-диагностические, крепежно-регулировочные и
заправочно-смазочные работы.
Своевременное и качественное техническое обслуживание автомобиля в
гарантийный период является залогом надежной работы при последующей
эксплуатации.
Дефекты, подлежащие устранению по гарантии, делятся на рекламационные и
нерекламационные. К рекламационным дефектам относятся нарушения
регулировок, поломки и преждевременные износы деталей, если для их
устранения необходима разборка агрегата с применением специального
инструмента и приспособлений либо его замена. Нерекламационными
дефектами считаются дефекты, которые требуют замены крепежных деталей,
ламп, плавких предохранителей и других мелких деталей, а также те,
которые устраняются при выполнении технического обслуживания (вне
установленного регламента).
Техническое обслуживание автомобилей в послегарантийный период
эксплуатации включает уборочные, моечные, заправочные, смазочные,
контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, шиноремонтные и
другие работы.
Техническое обслуживание в послегарантийный период делят на обслуживание
по талонам сервисных книжек, ЕО, а также ТО-1, ТО-2 (автомобилей, для
которых не предусмотрены сервисные книжки) и СО.
Техническое обслуживание автомобилей, регламентируемое сервисной книжкой, как правило, включает в себя: контрольный осмотр автомобиля и его агрегатов и выполнение ряда операций по устранению отмеченных при осмотре недостатков и неисправностей; выполнение обязательных регламентных работ при достижении автомобилем определенного пробега.
Техническое обслуживание автомобилей, регламентируемое сервисной книжкой, как правило, включает в себя: контрольный осмотр автомобиля и его агрегатов и выполнение ряда операций по устранению отмеченных при осмотре недостатков и неисправностей; выполнение обязательных регламентных работ при достижении автомобилем определенного пробега.
Обычно периодичность технического обслуживания по талонам сервисной
книжки составляет 10 000 км за исключением первого, а иногда и второго
талонов. В этот период происходит приработка и так называемое осаживание
деталей, в результате него могут быть нарушены регулировочные размеры и
ослаблены резьбовые соединения.