Для
производства технических осмотров и ремонта автомобилей применяются
средства диагностики, позволяющие обнаружить дефекты без разборки
автомобиля. Техническое состояние узлов, агрегатов и приборов автомобиля
устанавливается по диагностическим параметрам, отдельные значения
которых свидетельствуют о нарушении режима работы, регулировок,
сопряжений деталей приборов и механизмов. Диагностирование является
одним из технологических элементов технического осмотра.
Применяемое для диагностики оборудование может быть переносным,
стационарным и передвижным. К стационарному оборудованию относят стенды
различных конструкций и типов, на которых проверяют состояния тормозной
системы, подвески, тяговые качества, углы установки колес, балансировку
колес и т. д. Передвижное оборудование включает комплекс специальных
приборов, с помощью которых диагностируют системы и механизмы двигателя.
Например, мотор-тестеры, приборы для определения состава отработанных
газов, приборы для проверки фар, габаритов и поворотов, стенды для
балансировки колес без снятия их с автомобиля.
Существует
много малогабаритных переносных приборов для проверки работоспособности
агрегатов, узлов и систем автомобиля, например: сканеры, компрессоры и
др.
С целью облегчения
определения типа и серьезности неисправностей и лучшего обслуживания
автомобиля в автомастерских применяются следующие приборы.
-
Омметром проверяют сопротивление катушки зажигания, а также проверяют элементы электронной системы впрыска.
-
Вольтметр служит для проверки электрической сети, состояния контактов прерывателя, аккумулятора и регулятора напряжения.
-
Амперметр применяется для проверки электронной системы зажигания, а также заряда аккумулятора.
-
Ареометр используется для проверки плотности электролита в аккумуляторе и охлаждающей жидкости в радиаторе.
-
Динамометрический ключ служит для определения момента затяжки креплений, а также свечей зажигания.
-
Счетчик оборотов применяют для регулировки оборотов холостого хода карбюратора и диагностики топливного насоса.
-
Часовым оптиметром определяют биение колеса, проверяют зазор в подшипниках ступицы колеса.
-
Манометры различных давлений применяют для проверки топливного насоса, шин, давления масла в двигателе, давления в тормозном механизме.
-
Щупы используют для проверки зазоров в клапанах, между контактами прерывателя, свечей и генератора.
Окрасочно-сушилъные камеры различных конструкций служат для окраски
кузова или отдельных деталей автомобиля и для последующей сушки. Камера
представляет собой сборно-разборную емкость или помещение, изготовленные из
утепленных панелей. Для того чтобы пыль не попадала на окрашиваемую поверхность
и в целях обеспечения санитарно-гигиенических условий труда при покраске, камера
оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией, которая необходима для удаления
распыленной краски и растворителя, входящего в ее состав.
Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту могут
производиться механизированным, механизированно-ручным и ручным способами. При
механизированном способе используют металлообрабатывающие станки,
кузнечно-прессовое оборудование, конвейеры для перемещения автомобилей,
электротельферы, электротали, кран-балки, краны-штабелеры, механизированные
подъемники для вывешивания автомобилей, диагностические стенды,
микропроцессорную технику и т. д.
В случае механизированно-ручного способа выполнения работ механизированы
наиболее трудоемкие операции, в которых автомеханик применяет различный
механизированный инструмент и оборудование, например: установку для ручной
(шланговой) мойки, маслораздаточное оборудование, электро- и пневмо-гайковерты,
контрольно-измерительные приборы, воздухораздаточные колонки, пневматические
окрасочные пистолеты, а также другие инструменты, приборы и аппаратуру, имеющие
электрический, гидравлический, пневматический и другие приводы и приводимые в
действие специальным источником энергии. В то же время здесь может сохраняться и
значительная доля ручного труда, когда работник осуществляет доставку
инструмента к месту выполнения операций, его наладку и подключение.
При ручном способе работы выполняют при помощи простейших орудий труда, а
также приспособлений и устройств: съемников, домкратов, кранов и другого
оборудования, не имеющего привода от специального источника энергии.
Качество ремонтно-профилактических работ и в первую очередь
диагностирования автомобиля значительно повышается при использовании
микропроцессорной техники, которая повышает точность расчета параметров,
визуальную и графическую четкость воспроизведения результатов, что благоприятно
сказывается на техническом состоянии автомобиля. При этом повышается и
безопасность движения, так как диагностирование неисправностей перед выходом
автомобиля служит гарантией того, что при работе не произойдут технические
отказы. Тщательное и качественное обслуживание двигателя и его систем с помощью
микропроцессорных устройств снижает токсичность отработанных газов, что особенно
важно при эксплуатации автомобиля в городских условиях.
Для правильной диагностики и ремонта неисправностей автомобиля важно
правильно подобрать инструмент и приспособления, которые хранят на стеллажах или
в инструментальных шкафах, переносных ящиках и передвижных тележках. На
различных рабочих местах применяют верстаки, состоящие из рабочего стола, на
котором, как правило, устанавливают тиски и другие приспособления. В выдвижных
ящиках верстака хранят инструменты.