При ДТП с тяжелыми последствиями на место происшествия должна выезжать
оперативная группа в составе сотрудников ГИБДД, следователя,
экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся – сотрудника уголовного
розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:
• протокол осмотра места ДТП;
• схема ДТП;
• протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;
• справка по ДТП;
• объяснения участников происшествия и свидетелей;
• акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения.
При ДТП без пострадавших дело, как правило, ограничивается прибытием инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, берет письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет протокол об административном правонарушении и приложение к протоколу – перечень повреждений всех транспортных средств, попавших в ДТП.
Кроме того, к материалам дела о ДТП могут приобщаться вещественные доказательства. Проверка водителя на состояние опьянения выполняется в обязательном порядке при ДТП с пострадавшими или погибшими, при наличии внешних признаков опьянения, а также по требованию любого из участников ДТП – в отношении других участников происшествия.
Качество и полнота оформления первичных документов имеют огромное значение, поскольку эти документы составляют основу для последующего грамотного рассмотрения дела. Поэтому главная задача сотрудника ГИБДД на месте происшествия – собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения, а главная задача участников ДТП – предельно внимательно и в полном объеме проконтролировать этот процесс и предоставить достоверную и полную информацию.
При ДТП без пострадавших оформление происшествия начинается с составления схемы ДТП – чертежа с указанием участка дороги, на котором произошло происшествие, имеющихся ориентиров, дорожных знаков и разметки; места столкновения, положения транспортных средств после удара; всех необходимых привязок к неподвижным объектам и расстояний до них. На этом этапе участники ДТП вносят замечания, пояснения и дополнения, контролируют выполнение замеров (они могут делаться только рулеткой, линейкой или другими измерительными средствами), а после составления схемы ДТП – проверяют и подписывают ее.
Кроме
того, начерченная схема должна быть подписана лицом, составившим ее, и
двумя понятыми. Любой участник происшествия имеет полное право требовать
внесения в схему ДТП исправлений и добавлений, которые могут, по его
мнению, повлиять на принятие решения о виновности. Схему следует
подписывать только после того, как все противоречия устранены. Отказ
сотрудника ГИБДД внести обоснованные исправления и дополнения является
нарушением служебной дисциплины и может быть обжалован.
После того как схема ДТП составлена, проверена и подписана, автоинспектор дает команду на освобождение проезжей части. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Сопоставляя между собой объяснения всех участников происшествия, сотрудник ГИБДД получает недостающую информацию, которая может повлиять на решение по делу о ДТП. Если при написании объяснения вы не сумели внятно изложить свою версию произошедшего или продемонстрировали явное незнание основных пунктов ПДД, то для автоинспектора это хороший повод задуматься о степени вашей виновности в данном происшествии.
Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ГИБДД оформляет справки о повреждениях, причиненных каждому транспортному средству в результате ДТП. Проверяя написанное, необходимо убедиться, что зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, а также скрытые дефекты. В противном случае впоследствии можно недосчитаться существенной части страхового возмещения. Венчает процедуру оформления протокол об административном правонарушении (мы по-прежнему рассматриваем ДТП без пострадавших).
После того как схема ДТП составлена, проверена и подписана, автоинспектор дает команду на освобождение проезжей части. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Сопоставляя между собой объяснения всех участников происшествия, сотрудник ГИБДД получает недостающую информацию, которая может повлиять на решение по делу о ДТП. Если при написании объяснения вы не сумели внятно изложить свою версию произошедшего или продемонстрировали явное незнание основных пунктов ПДД, то для автоинспектора это хороший повод задуматься о степени вашей виновности в данном происшествии.
Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ГИБДД оформляет справки о повреждениях, причиненных каждому транспортному средству в результате ДТП. Проверяя написанное, необходимо убедиться, что зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, а также скрытые дефекты. В противном случае впоследствии можно недосчитаться существенной части страхового возмещения. Венчает процедуру оформления протокол об административном правонарушении (мы по-прежнему рассматриваем ДТП без пострадавших).
Собственно, и схема ДТП, и перечень повреждений, и объяснения участников
ДТП – это не что иное, как приложения к его величеству Протоколу. Перед
тем как оформить протокол об административном правонарушении, инспектор
ГИБДД должен принять решение, кто из участников происшествия является
его виновником. Это решение принимается не произвольно, а на основании
всестороннего изучения обстоятельств ДТП и в строгом соответствии с ПДД.
Протокол выписывается на имя того, кто, по мнению автоинспектора,
является виновником данного ДТП. В обязательном порядке в протоколе
указывается, какой пункт Правил нарушен, и приводится краткое, но четкое
обоснование принятого решения.
Копия
протокола вручается виновнику ДТП под расписку, а еще одна копия –
другому участнику (участникам) происшествия. Если в полученной вами
копии стоит НЕ ваша фамилия, это означает, что в данном ДТП вы признаны
потерпевшим и можете претендовать на возмещение ущерба.